?

Log in

No account? Create an account
sidorenko_vl
Немного об обитаемости - продолжение 2. 
27th-Jul-2016 04:18 pm
«Касуми»
На примере ЭМ типа «Асасио» видно, что общая схема размещения экипажа на японских ЭМ подобна тому, как и на американских ЭМ - офицеры в носовой части, ближе к основным постам управления кораблём в носовой надстройке, команда - в носовой и в кормовой части, но со своими особенностями.
(Для камрадов невладеющих «лунной мовой» я сделал к чертежам легенду).
.
1. Командиру корабля и командиру дивизиона полагались отдельные одноместные каюты в носовой надстройке, на полубаке.
Обшего салона, подобно тому, как на американском ЭМ, у них не было, но зато сами каюты были обставлены несколько уютнее (имелся дополнительный мягкий диванчик и небольшой круглый столик европейского типа, так что было куда усадить гостя и «раздавить» с ним бутылочку сакэ под копчёного осьминога ;) ).
- каюта командира, - запасная каюта (командира дивизиона), - тамбур.
.
2. В размещении офицерского и мичманского состава имелась интересная особенность. Кадровые офицеры размещались отдельно от офицеров специальной службы (<токуму сикан>) и мичманов (<дзюнсикан>).
Жилые помещения офицеров располагались на верхней палубе под полубаком, где имелось:
- 4 каюты (1 одноместная и 3 двухместных);
- 1-я кают-компания офицеров с обеденным столом на 12 (максимально 14) посадочных мест с буфетом;
- офицерские камбуз, гальюн и баня.
На нижней палубе в корме, за кормовой переборкой кормового МО, с левого борта, располагалась 2-я кают-компания офицеров, служившая одновременно для отдыха (сна) и приёма пищи, с обеденным столом на 6 посадочных мест, со своим буфетом, в которой размещались офицеры специальной службы и мичмана.

① - 1-я кают-компания офицеров, ② - буфет 1-й кают-компании, ③ - 1-местная офицерская каюта, ④ - 2-местная офицерская каюта, ⑤ - офицерский камбуз, ⑥ - офицерская баня, ⑦ - офицерский гальюн, ⑧ - 2-я кают-компания офицеров, ⑨ - буфет 2-й кают-компании.
.
3. В размещении личного состава тоже было отличие от британской и американской практик размещавших старшин отдельно от матросов. В японском флоте все старшины (унтер-офицеры) жили вместе с матросами.
Личный состав размещался в восьми кубриках (1 на верхней палубе под полубаком, 4 на нижней палубе в носовой части и 3 на нижней палубе в кормовой части).
Камбуз команды располагался под полубаком рядом с офицерским камбузом.
Гальюны команды располагались под полубаком (рядом с офицерским гальюном) и в кормовой надстройке (этим последним пользовались также и офицеры специальной службы и мичмана, для которых в нём была выделена одна кабинка). Там же в кормовой надстройке располагалась баня команды.
.
4. Корабельный лазарет размещался на нижней палубе в корме, рядом со 2-й кают-компанией офицеров.
Там же размещалась и корабельная лавка.
.

① - 1-й кубрик команды, ② - 2-й кубрик команды, ③ - 3-й кубрик команды, ④ - 4-й кубрик команды, ⑤ - 5-й кубрик команды, ⑥ - 6-й кубрик команды, ⑦ - 7-й кубрик команды, ⑧ - 8-й кубрик команды, ⑨ - камбуз команды, ⑩ - носовой гальюн команды, ⑪ - баня команды, ⑫ - кормовой гальюн команды, ⑬ - корабельная лавка, ⑭ - корабельный лазарет.
.
Все кубрики служили одновременно для отдыха (сна) и приёма пищи и оборудовались рундуками для хранения форменной одежды, гамаками, обеденными столами и банками. В этом отношении японская практика была аналогична британской, но имела отличие в том, что у британцев практически весь личный состав спал в гамаках, а у японцев около половины команды спало на рундуках. На переборках закреплялись различные полки и шкафчики - для головных уборов, дождевиков, посуды и прочего.
Оборудование типичного кубрика японского эсминца рассмотрим на примере 6-го кубрика эсминца «Судзуцуки» (просто там чертежи менее загруженные - чистить было легче). Для большей наглядности, я собрал вместе три проекции, а сам кубрик на чертеже обвёл рамочкой, чтобы было легче ориентироваться.
.

Итак, мы видим, что в кубрике расчитанном на 58 человек имелось:
① - 58 рундуков (по 11 вдоль обоих бортов и сгруппированные по 2-4 в середине кубрика);
② - 9 обеденных столов (2 на 8 человек и 7 на 6);
③ - 7 шкафчиков для столовых принадлежностей (посуды);
④ - полочки для «шкатулок»*;
⑤ - полки для головных уборов;
⑥ - полки для дождевиков;
⑦ - полочки для обуви (крепились под столами);
⑧ - стойка для гамаков;
⑨ - 4 пирамиды на 12 винтовок;
⑩ - угольная печь**.
.
Для сна  подвешивался 31 гамак, ещё 24 спальных места устраивались на рундуках.
.
Как можно видеть, японская система размещения экипажа на эсминце имела два принципиальных отличия от британской (и общеевропейской) и - частично - от американской практики.
Первым было то, что жилые помещения офицерского состава распределялись между оконечностями, а не концентрировались в какой-то одной (кормовой у британцев и прочих европейцев, и носовой - у американцев).
Вторым было то, что японцы не выделяли отдельных жилых помещений для старшинского (унтер-офицерского) состава (у американцев только главные старшины (chief petty officer) жили отдельно, а прочие старшины (унтер-офицеры - petty officer 1st-3rd class) жили вместе с рядовыми).
Представляется, что подобное постоянное близкое «соседство» комсостава и нижних чинов способствует укреплению дисциплины (старшины неотлучно присутствуют рядом с матросами, а на самих старшин постоянно «поглядывают» мичмана и офицеры).
Кроме того, в сосредоточении офицерского состава в одной из оконечностей таится и ещё одна потенциальная неприятность. В случае подрыва этой оконечности высок риск одновременной гибели или выхода из строя всего офицерского состава. И если англичане хотя бы «поделили» корабль между офицерами и главстаршинами, то американцы собрали их всех в одно место, чтобы уж наверняка.
.
* «Шкатулка» (<тэбако>) это такой деревянный сундучок, в котором японские моряки хранили разные мелкие личные вещи.
** Судя по всему, на японских эсминцах отсутствовала стационарная система отопления жилых помещений (паровая, калориферная или электрическая, хотя насчёт последней сказать трудно - она предельно компактна и очень легко монтируется при необходимости). Жилые помещения отапливались печами на древесном угле. В подобном решении был здравый смысл и чёткий расчёт. Япония - страна островная, с мягким морским климатом, тем более южной частью лежащая в субтропиках. Относительно сильные бывают холода лишь на Хоккайдо, но и там они не особо продолжительны. В таких условиях нерационально тратиться на стационарную систему отопления отнимающую место, вес, требующую обслуживания, и при этом бесполезную почти весь год.
Comments 
29th-Jul-2016 10:53 am (UTC) - Немного об обитаемости - продолжение 2.
Пользователь eugen_pinak сослался на вашу запись в своей записи «Немного об обитаемости - продолжение 2.» в контексте: [...] Originally posted by at Немного об обитаемости - продолжение 2. [...]
29th-Jul-2016 11:38 am (UTC)
--" то американцы собрали их всех в одно место, чтобы уж наверняка."

Любопытно.
А известны случаи, когда эта задумка в бою или при подрыве на мине именно таким образом и "срабатывала"?
29th-Jul-2016 12:07 pm (UTC)
Да.
Первый случай с ЭМ «Тэрнер» (DD 648 «Turner»), когда после взрыва неустановленной природы в носовой оконечности он потерял весь офицерский состав.
Второй - с ЭМ «Хэллиган» (DD 584 «Halligan»), когда он - версия - получил в нос торпеду с СМПЛ «Ха-67» и потерял почти весь офицерский состав за исключением - по Т.Роско - лишь двух лейтенантов. (По официальной версии подрыв традиционно относится на счёт якорной мины, но с точки зрения гибели комсостава это непринципиально).
29th-Jul-2016 01:24 pm (UTC)
Спасибо.
29th-Jul-2016 08:02 pm (UTC)
>Вторым было то, что японцы не выделяли отдельных жилых помещений для старшинского (унтер-офицерского) состава.
Представляется, что подобное постоянное близкое «соседство» комсостава и нижних чинов способствует укреплению дисциплины

У американцев была комбинированная схема - унтер-офицеры (petty officer 1st-3rd class) жили вместе с рядовыми, а старшины (chief petty officer) жили отдельно.
30th-Jul-2016 04:52 am (UTC)
OK, тогда перефразирую:
"Как можно видеть, японская система размещения экипажа на эсминце имела два принципиальных отличия от британской (и общеевропейской) и - частично - от американской практики.
...
Вторым было то, что японцы не выделяли отдельных жилых помещений для старшинского (унтер-офицерского) состава (у американцев только главные старшины (chief petty officer) жили отдельно, а прочие старшины (унтер-офицеры - petty officer 1st-3rd class) жили вместе с рядовыми).
31st-Jul-2016 06:06 pm (UTC)
Да, так хорошо.
30th-Jul-2016 04:49 pm (UTC)
Старшины и главстаршины?
31st-Jul-2016 06:05 pm (UTC)
Я если честно то не знаю точного перевода рангов, но наверное можно и так.
30th-Jul-2016 04:51 pm (UTC)
Компоновка скорее изящная, чем суровая.
А как лучше спать - на койке, или на рундуке?
31st-Jul-2016 12:36 am (UTC)
> Компоновка скорее изящная, чем суровая.
А как лучше спать - на койке, или на рундуке?
* Учитывая то, что и на койку и на крышку рундука сперва настилается собственно постель (матрац, простыни), то ощущения примерно одинаковые. Ну, рундук ощущается пожёстче, а койка чуть-чуть пружинит. Пожалуй и вся разница, что могу вспомнить.
31st-Dec-2016 08:49 am (UTC) - Обитаемость японских подводных лодок ВМВ
Пользователь maxdianov сослался на вашу запись в своей записи «Обитаемость японских подводных лодок ВМВ» в контексте: [...] d1http://sidorenko-vl.livejournal.com/21672.html [...]
This page was loaded Sep 23rd 2017, 11:03 am GMT.